Проективные методики изучения личности

Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой. Психодиагностика позволяет измерить не только актуальное психологическое состояние человека, но и прогнозировать поведение в самых различных ситуациях. Повышение интереса к проблемам психодиагностики в нашей стране в последние годы во многом связано с развитием психологической службы и появлением новой профессии практический психолог. Эти специалисты появились в школах и дошкольных учреждениях, пунктах профконсультаций, в медицинских учреждениях и на предприятиях. Давно было известно и то, что личность писателя, художника всегда в той или иной степени присутствует в его произведениях. Тем не менее, должны были пройти столетия, прежде чем всем известные наблюдения были использованы для исследования личности. Стало традицией вести счет проективным методикам с теста словесных ассоциаций К.

Использование проективных методик для изучения аффективных реакций дошкольников

Теоретические основы и практическое применение проективного метода. История развития и обоснования проективных методик. Возможности и ограничения проективных методик. При этом не всегда их применение оправдано зада-чами конкретного исследования, а полу-чаемые результаты интерпретируются в ка-тегориях, адекватных представлениям о личности, сложившимся в отечественной психологии.

Зарубежные исследования страхов и тревожности, в основном, анализа полученных данных с помощью статистического пакета SPSS. анализ страхов дете с использованием проективной методики.

В силу этого он не может выйти из ситуации и управлять ею. Психологическое новообразование дошкольников имеет своеобразное строение. Так, у аффективных детей практически не развита внутренняя позиция - основной компонент воображения. Это ведет к тому, что дети с аффективными реакциями не умеют управлять своим воображением, что часто становится источником их собственных страхов, их эмоции непроизвольны. С целью исследования развития воображения и эмоций у детей дошкольного возраста разработаны две диагностические методики - первая методика"Разрезные картинки", выявляющая развитие воображения, вторая методика"страхи в домиках" предназначена для диагностики страхов у детей.

Методика"Разрезные картинки" позволяет установить у детей уровень развития воображения. Дети с высоким уровнем развития воображения логично истолковывают картинку, привнося свой опыт, свои суждения в то, что изображено.

Определение и история развития проективных методик……………………4 2. Области применения проективных методик……………………………… Возможности и ограничения проективных методик………………………. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

Принципы отбора проективных методов, разработка комплексной программы и организация с помощью проективных методов особую тревогу вызывает проведение Объект исследования: особенности личности дошкольников. . страхи, физическая и вербальная агрессия, эффективность поведения.

Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Френком в г. Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик, Френк попытался дать им классификацию. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями сегодня наиболее полно характеризует проективную технику.

Различают следующие группы проективных методик: Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой то испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить: Она может иметь некоторые интерпретации, например, респонденту предлагается самому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенных вариантов.

А также лепка из пластилина или сходного вещества — род активности, который быстрее всего приходит в голову. В качестве другого примера Франк приводит технику рисования пальцами, тщательно разработанную Наполи и претендующую на статус методики, хотя на деле она не пользовалась популярностью. Предлагаются оформленные детали фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр. Сценотест, например, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни или заданные им экспериментатором , а по определённым особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения.

Последний, в форме строительных кубиков, кусочков мозаики и тому подобного, поддаётся скорее упорядочиванию, нежели моделированию по шаблону.

Проективные методы психодиагностики

Другие эмоции как причины страха В принципе любая эмоция может вызвать страх. Подтверждение связи между страхом и возбуждением можно найти у Балл в её работе, посвящённой гипнотически внушённому страху. Она показала, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись.

Приведены сравнительные результаты исследования страхов у Панфиловой «страхи в домиках», проективная методика А.И. Захарова « Мои страхи») . контакт, а через какое-то время, как бы присматриваясь к человеку.

При выборе и апробации методов изучения детей с отклонением развития надо соблюдать определенные правила: Необходимо учитывать модальность отклонения в развитии, т. Например, в случае сложного нарушения слуха обычного усиления громкости при предъявлении инструкции, как правило, недостаточно. Методики должны иметь сильную мотивационную базу, поскольку при отсутствии к ним интереса дети с ОВЗ зачастую проявляют негативизм или показывают заниженные результаты.

Методики подбираются, исходя из необходимости выделения ведущего фактора нарушения. В психологическом изучении детей с ОВЗ важно установить такие параметры, как степень нарушения, время существования дефекта, динамика его развития. При использовании в диагностики теста цветовых выборов Люшера по результатам тестирования можно установить основной способ действия, цель, к которой стремится испытуемый, незадействованные особенности его личности, подавленные потребности, актуальные проблемы и ряд других показателей, характеризующих его личность.

Однако при обследовании некоторых категорий детей с отклонениями в развитии к интерпретации результатов рисуночных методик следует подходить с осторожностью. Все эти особенности выполнения заданий связаны с нарушениями высших психических функций из-за органического поражения мозга или анализаторов, а не с нарушениями личности. В этих случаях проективная значимость исследования практически отсутствует.

В других же случаях результаты рисуночных тестов могут быть очень информативными. При обследовании детей с нарушениями развития очень важно учитывать такие показатели, как уровень сформированности изобразительной деятельности и состояние зрительного восприятия, пространственных представлений, моторных функций.

Материал предоставлен с сайта ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОТЕЛЕСНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Предметом интерпретации являются рисунки, которые рисует клиент. Проективные рисуночные тесты используются для работы в рамках телесной терапии на основании гипотезы о том, что именно данные тесты позволяют наиболее полно и адекватно оценить невербальное, бессознательное отношение клиента к себе и к своему телу. Проективные методы психодиагностики — это совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода.

Они основаны на выявлении проекций с последующей интерпретацией и направлены на измерение свойств личности. Франком , и, несмотря на неоднократные попытки изменить это название, оно закрепилось и является общепринятым в психологической диагностике. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных, неоднозначных слабоструктурированных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

Предмет исследования: возможности использования проективных бенностей личности в динамике с помощью проективных методов и последую .. анализе рисунка выявлено наличие тревожности и страхов у ребенка.

По мнению различных авторов Л. Репина и других ребёнок подвержен различным отрицательным воздействиям. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвященных страху, создают основания для дальнейшего понимания этой эмоции. Проблема страхов мало используется как в литературе, так и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своем сознании. Дошкольный возраст характеризуется очень сильной зависимостью от взрослого.

Прохождение данного этапа развития личности в большей степени определяется складывающимися отношениями ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей оказывает влияние на увеличение числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и допустимой психологической помощи всем его участникам.

Актуальность данного исследования проблемы определяется еще и тем, что в нынешнее время экономического кризиса возрастает тревожность и страхи у родителей дошкольников, что, в свою очередь, провоцирует возникновение страхов и у детей. Также с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение ко всему, что их окружает:

3. Классификация проективных методик

Классификация проективных методик Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик. От респондента требуется назвать слова, которые"приходят на ум" в связи с услышанным словом ассоциативный тест К.

Постановка проблемы и актуальность исследования. коррекции детских страхов с помощью данных комплексов упражнений. .. страхи у детей» (А.И .Захаров); проективная методика «Что мне снится страшное.

Сообщите промокод во время разговора с менеджером. Промокод можно применить один раз при первом заказе. Тип работы промокода -"дипломная работа". Это касается практически всех аспектов: Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии.

С их помощью не только получают какие-либо знания о личности.

Проективные методики при изучении личности

Применение проективных методик предусматривает: Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. В качестве примера рассмотрим одну из наиболее известных проективных методик.

Методика выявления детских страхов Авторов методики: А.И. Захаро Панфилова Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов.

Проективные методы первоначально предназначались для помощи клиническим психологам в диагностике характера и сложности эмоциональных нарушений у пациента. Основанием для появления проективных методов служит положение Фрейда, согласно которому неосознаваемые процессы важны для понимания психопатологии. Термин проективный метод предложил Л. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми.

За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта. Все проективные методы отличаются рядом важных особенностей. Они содержат неопределенные или неструктурированные тестовые стимулы. Экспериментатор не сообщает испытуемому истинной цели исследования и не говорит, как будет подсчитывать или интерпретировать его ответы.

В инструкциях подчеркивается, что правильных или неправильных ответов не может быть, и испытуемый вправе отвечать так, как ему вздумается. Существует много различных видов проективных методов. Конструктивные методы, требующие создания или придумывания чего-либо. Методы выбора, или распределения по порядку, предлагают отбирать или располагать в порядке предпочтения набор стимулов например, тест Сонди содержит инструкцию выбирать из предложенных изображений людей те, которые понравились или не понравились.

Следует добавить, что эти пять категорий проективных методов не являются взаимоисключающими, и во многих тестах используются две и более из них.

Таблица №1

Использование рисуночных и других проективных методов для характеристики взаимоотношений ребенка с окружающими людьми При анализе взаимоотношений ребенка с другими людьми группой, близкими необходимо учитывать некоторые его личностные особенности. В практике психологического обследования применяется широчайший спектр методик, направленных на выявление таких особенностей. Большинство из них принадлежат к так называемым проективным методам исследования личности.

Их общим методическим приемом, служащие выявлению наименее доступных для непосредственного наблюдения особенностей личности, является принцип неопределенности стимульного материала например, КАТ или инструкции к заданию как, например, в рисуночных методах.

В конце XIX в. с помощью метода опросников проводились исследования памяти (А. Кроме ассоцианизма теоретические истоки проективных методов.

Степень аккуратности исполнения При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки; 2 особенности состояния ребенка во время рисования.

Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. В рисунках по Л. Параллельно с традиционным проведением обследования чтение и выполнение задания предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в группе например: Методика"Рисунка группы" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей группы, своего места в ней, о его отношениях с другими членами группы.

В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта взрослого с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка группы в младших отрядах, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности"вжиться" в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Городской дом Речь идёт о многоэтажном здании. Его не очень часто рисуют дети, тем не менее, рисунок этого дома позволяет нам сказать о замкнутости человека, о его склонности сосредотачиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится. Небольшой низкий дом Тот, кто рисует его с очень низкой крышей, скорее всего чувствует себя очень усталым, утомлённым, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нём обычно не находит много приятного.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

Отдельные элементы интерпретационных схем представлены в работах зарубежных ученых Б. Гуденау и отечественных Б. Одним из направлений такой работы является использование проективных методик, позволяет получить обширную информацию о скрытом, внутренний мир ребенка, что является необходимым условием психодиагностики таких эмоциональных состояний как страх, тревога.

Проективные методики широко применяются в исследованиях рынка, так как Поэтому при обсуждении с помощью прямых вопросов модератор не.

Третьи предназначены для обнаружения некоторых психологических механизмов, таких как чувство одиночества, способы ухода от действительности. Иными словами, каждая методика должна быть приспосблена к частной ситуации, в которой она будет использоваться. Благодаря этому имеются значительные возможности изучения как нормальных, так и клинических случаев. Существует большая группа подобных проективных методик, которые могут быть использованы при проведении отбора или изучении испытуемых.

Испытуемый в процессе общения использует не только слова, но и образы. Рисунки, как показывает опыт, имеют яркие индивидуальные различия, что дает возможность построения на их основе естественных психологических классификаций и типологий. И это часто достигается значительно быстрее, чем при применении других методов. Рисуночные тесты относятся к графическим методам проективной психодиагностики и нередко служат единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: Однако, за кажущейся простотой и доступностью применения этих тестов стоят высокие требования к профессиональной подготовленности психолога.

Рисуночные тесты, как собственно и другие проективные методики, желательно не применять изолированно от других методов. Анализ рисунков, письма,"изобразительного языка" в целом не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию всего душевного состояния человека, его видения мира и социальной ориентации. На практике наиболее часто применяются методики"Несуществующее животное","Дом, дерево, человек","Рисунок семьи","Автопортрет","Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур" и т.

В психологической практике пользуется успехом методика"Несуществующее животное". Результаты оцениваются по различным показателям:

Проективные методы как средство психодиагностики Курсовая

Categories: Без рубрики

Жизнь без страха не просто возможна, а полностью доступна! Узнай как это сделать, нажми здесь!